Если на стиральной машине сломался подшипник, нужно срочно принимать меры. Дальнейшее использование устройства с такой поломкой всегда приводит к его фатальной гибели.
Своевременное выявление неисправности и ручная замена подшипника в стиральной машине обойдется несравнимо дешевле, чем оплата услуг мастера или покупка нового оборудования. В нашей статье мы подробно разберем этот процесс, начиная с пошаговой инструкции по разборке стиральной машины, снятия изношенных подшипников и заканчивая установкой новых.
Признаки выхода из строя подшипникового узла
Поломка зависит от разных факторов, в том числе от качества сборки оборудования и его возраста.
Проблемы могут возникнуть по следующим причинам:
- из-за изношенного уплотнения подшипниковый узел разрушается от влаги;
- нарушены правила установки стиральной машины (инструкция по правильной установке представлена здесь);
- регулярная перезарядка танка.
Возможна и такая неприятность, как изначально низкое качество самих подшипников.
Зачастую узнать о поломке реально даже на слух.
О признаках неисправности ЗУ красноречиво сигнализируют следующие признаки:
- барабан не крутится после включения программы стирки, даже при работающем двигателе (другие причины такой поломки рассмотрены в этой статье);
- барабан вращается, но издает нетипичный скрежет, а иногда и гул, стиральная машина сильно вибрирует;
- выстиранное постельное белье не отжимается (подробнее о шуме и отсутствии отжима мы говорили в другом материале).
Решив справиться с таким препятствием самостоятельно, вы должны четко понимать, что это очень трудоемкий процесс, связанный с капитальным ремонтом, где разборке подлежит практически вся стиральная машина.
Убедиться в том, что проблема в подшипнике, можно, отключив питание стиральной машины и попробовав руками покрутить барабан в разные стороны. Появившиеся в ответ стук и шорох подтвердят подозрения
Когда принято окончательное решение устранить поломку своими силами, чтобы не усугублять ситуацию, нужно прекратить эксплуатацию неисправного механизма и начать подготовку к ремонту.
- Какие инструменты необходимы?
- Этапы разборки стиральной машины
- Шаг №1 – снимите крышку и приборную панель
- Шаг #2 – освобождаем люк, снимаем переднюю стенку
- Шаг №3 – снимите нагревательный элемент, провода и бак
- Шаг №4 – разбираем разобранную конструкцию
- Шаг № 5 – откройте твердый резервуар
- Поэтапная замена изношенных подшипников
- Шаг №1 – подготовительные работы
- Шаг №2 – удаление поврежденной детали
- Шаг №3 – установка новых подшипников
- Шаг №4 – сборка конструкции в обратном порядке
- Особенности ремонта с вертикальной загрузкой
- Выводы и полезное видео по теме
Какие инструменты необходимы?
Прежде всего, перед серьезными работами нужно заранее позаботиться о необходимых при ремонте запчастях и инструментах.
Набор инструментов:
- плоскогубцы;
- разводные ключи разного диаметра;
- молоток;
- металлический стержень диаметром с карандаш или тупую стамеску;
- крестовые и шлицевые отвертки.
Нужен силиконовый уплотнитель и смазка, предназначенная для подшипников, которые ставятся именно в стиральные машины, не боящиеся воды.
Инструментов не так много, но все они должны быть под рукой. Также необходимо достаточно просторное помещение – теснота мешает продуктивной работе
Из запчастей необходимо приобрести сальник и 2 подшипника. Детали не унифицированы, но в магазинах по маркам техники берут то, что нужно.
Также можно, разобрав автомобиль и вынув старые детали, с нанесенными на них номерами, найти и распечатать в интернете нужные детали.
Экономить не стоит: от качества деталей напрямую зависит срок службы стиральной машины. В итоге дешевые аналоги будут стоить дороже брендовых.
Этапы разборки стиральной машины
В первую очередь стиральную машину необходимо отключить от коммуникаций, снабжающих ее водой и электричеством, и обеспечить водоотведение. Чтобы добраться до поврежденного подшипника, нужно снять бак, а для этого нужно разобрать практически всю машину.
Не лишним будет фотоаппарат или мобильный телефон с аналогичной функцией для записи всех этапов разборки.
При сборке такая предусмотрительность может оказаться неоценимой, ведь полагаться на память на 100 процентов более чем рискованно. В крайнем случае весь процесс должен быть записан, особенно порядок подключения проводов.
Шаг №1 – снимите крышку и приборную панель
Сначала снимается крышка. Для этого откручиваем 2 шурупа на задней стенке, она поднимается, сдвинув ее немного назад.
Следующей задачей является извлечение отсека для моющих средств. Он вполне свободно сойдет с гусениц, если его потянуть на себя, нажав и нажав на специальный замок.
На моделях, не оборудованных этой кнопкой, емкость для порошка можно вытащить, слегка нажав на нее.
Прежде чем снять верхнюю торпеду, нужно выяснить, где находятся болты, которые ее крепят. Расположение и количество их в зависимости от модели может быть разным, но в том месте, где вынимался лоток для порошка, часть винтов находится точно.
Еще один всегда находится с правой стороны от стиральной машины. Если после их откручивания панель не хочет сниматься, продолжайте поиск недостающих креплений.
В принципе панель может висеть, но работать будет не очень удобно, к тому же провода можно случайно повредить
Прежде чем отсоединить целую кучу проводов, идущих к плате управления, их нужно сфотографировать – это очень поможет при повторном подключении.
Далее нужно снять нижнюю панель: после нажатия плоской отверткой на удерживающие ее замки она легко освобождается.
Шаг #2 – освобождаем люк, снимаем переднюю стенку
Следующим шагом освобождаем манжету, то есть резиновую прокладку, одну сторону надеваем на бак, а другую на переднюю панель стиральной машины. Крепится с помощью пружины и хомута. Более подробно процесс снятия мы обсуждали в этой инструкции по замене манжеты.
Когда вы проводите рукой по окружности манжеты, вы можете найти пружину, которая скрепляет концы клипсы. Пружину вместе с хомутом вытаскивают на свет, поддев плоской отверткой. Манжета осторожно отсоединяется от отверстия люка и заправляется в бак
Поездка приехала на демонтаж передней стены. Для этого при запертом люке отверните болты, удерживающие панель, и аккуратно снимите ее с крюка, не забыв про провод, соединяющий панель и замок люка.
Как можно скорее шнур следует отсоединить. Никаких препятствий для снятия стены не было.
Шаг №3 – снимите нагревательный элемент, провода и бак
В первую очередь снимите внутреннюю верхнюю панель, для чего на задней части блока найдите и выкрутите винты, крепящие клапан подачи воды. После этого начинается закручивание болтов на панели.
Но не стоит торопиться его сразу снимать – перед этим действием его следует отключить, и не забыть сфотографировать камеру, провода и трубы.
Далее следует демонтаж сливной трубы, соединение с бачком с помощью хомута. Зажим откручивается, трубка вынимается. Не лишним будет иметь под рукой тряпку, так как остатки воды могут вытечь из сопла.
Также необходимо снять нагревательный элемент. Для этого отсоедините провода, подходящие к ТЭНу.
В разных моделях размещение ТЭНа возможно как спереди, так и сзади стиральной машины-автомата, поэтому нужно быть готовым к демонтажу и задней стенки.
Отсоединив провода, идущие к ТЭНу, и отвернув гайку, подденьте электронагреватель отверткой и осторожно извлеките его из бака
На этом этапе провода полностью разбираются. Необходимо учитывать, что иногда он крепится к разным частям устройства с помощью разных видов крепежа. Например, его можно прикрепить к баку скотчем или проволокой.
Затем провода снимаются с двигателя. Вы также можете отсоединить провода от насоса и вынести его наружу, чтобы он не мешал ненужному беспокойству, когда придет время снимать бак.
Чтобы облегчить снятие бака, следует снять противовесы — нижний и верхний. В зависимости от модели их можно найти как на передней части корпуса, так и на задней.
С помощью гаечного ключа выкрутите болты, которыми амортизаторы и датчик уровня воды крепятся в нужном положении.
После снятия ремня и отключения двигателя и амортизаторов приближается работа по извлечению бака из недр автомобиля. Танк висел только на рессорах, весит он немного, поэтому особых усилий не потребует.
Вы должны поднять бак одной рукой, а другой зацепить его за удерживающие пружины и снять с автомобиля. Бак снят, следующая задача убрать с него все, что будет мешать дальнейшей работе или повреждено случайно
Для удобства при предстоящей разборке освободившийся бак обычно кладут на прочный стол шкивом вверх.
Шаг №4 – разбираем разобранную конструкцию
Чтобы случайно не повредить резиновую втулку во время работы, желательно ее снять, не забыв отметить маркером правильное расположение.
Бак обычно изготавливается из 2-х частей, скрепленных между собой. Креплениями, в зависимости от марки машины, могут быть специальные замки или болты. Эти половины должны быть разделены. Тем не менее, есть твердые мысли, которые должны быть сказаны.
В традиционных случаях после снятия передней части бака на задней его половине можно увидеть барабан, который уже можно беспрепятственно снять.
Часто после вскрытия емкости в ней обнаруживается мусор, грязь и другие многолетние скопления – их необходимо выбросить
Шаг № 5 – откройте твердый резервуар
В некоторых моделях, особенно марок Ariston и Indesit, установлены не разборные, а сплошные баки из поликарбоната.
В таких случаях, чтобы добраться до неисправных подшипников, емкость необходимо разрезать обычной ножовкой.
Чтобы толщина пропила была как можно меньше, постучите по полотну пилы молотком, чтобы минимизировать зазубрины.
В моделях, где шов, по которому производится разрез, проходит через камеру прессостата, ситуация усложняется. Ножовка для такой операции слишком громоздка, поэтому приходится обходиться одним полотном
Вырезанные половинки промазываются герметиком и скручиваются саморезами по заранее нанесенным меткам.
Для разных марок процесс разборки стиральной машины имеет свои нюансы. У нас на сайте есть подробная инструкция по разборке на примере моделей популярных брендов – LG, Electrolux, Samsung, Ariston и Atlant.
Поэтапная замена изношенных подшипников
Дело постепенно движется к завершению, и вскоре можно будет избавиться от неисправных подшипников, но некоторые предварительные шаги все же остаются.
Шаг №1 – подготовительные работы
Теперь нужно аккуратно отсоединить барабан от задней части бака — ответственная операция, требующая повышенного внимания.
Для начала нужно избавиться от креплений, удерживающих шкив. Бак переворачивается шкивом вверх, болт, крепящий его к оси, отсоединяется. При снятии шкива с вала открученный болт возвращается на место во избежание повреждения вала при выбивании барабана.
Стержень удаляют постепенно, легкими постукиваниями молотка. Некоторые специалисты советуют неопытным мастерам использовать в этом случае резиновый молоток, чтобы случайно не развальцевать посадочное место подшипника.
Если вал подается понемногу, работа продолжается терпеливо. При отрицательном результате перед увеличением усилия штатный болт следует заменить на тот, который не грех выбросить в случае деформации.
Когда положение вала сравняется с головкой болта, последний откручивается, барабан вытаскивается.
Необходимо внимательно осмотреть вал и втулку на целостность. Для проверки установите новый подшипник на ось, чтобы убедиться, что люфт небольшой или отсутствует. При обнаружении неисправности поперечный вал необходимо заменить.
Такой вал барабана необходимо обязательно очистить до блеска и только потом вернуть на прежнее место. Также можно обработать поверхность антикоррозийной краской
Вкладыш, который надевается на вал, также не должен иметь дефектов от износа и механических повреждений.
Выраженные поперечные канавки красноречиво говорят о том, что сальник такой втулки не сможет защитить подшипник от влаги, а потому повторный ремонт неизбежен.
Перед снятием подшипников необходимо снять уплотнение. Операция элементарная: поддеваем плоской отверткой и снимаем. Если это не работает сразу, смочите его проникающей смазкой.
Проблем не будет, если порвется сальник, его все равно нужно заменить.
Шаг №2 – удаление поврежденной детали
Емкость ставится на деревянные бруски, а в рабочий ход идет металлический стержень или тупая стамеска. Прикрепив палец к изношенному подшипнику, ударяют по детали молотком.
Последующие штрихи наносятся по кругу до тех пор, пока деталь не будет выбита. В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы подшипник не деформировался. Сначала снимите внешний подшипник.
Бак – деталь достаточно хрупкая, поэтому многие умельцы, во избежание поломки, подбивают шток, поставив емкость на колени или мягкую основу
Аналогичным образом избавьтесь от другого запаса. Удары должны быть точными и не сильными. И все же эта процедура довольно шумная, поэтому соседи будут благодарны домашнему мастеру, если он найдет возможность сделать это вне стен дома.
Посадки со средством для удаления накипи и мягкой тканью необходимо тщательно очистить до блеска, чтобы удалить грязь во избежание засорения новых деталей.
Шаг №3 – установка новых подшипников
Теперь ничто не мешает вам установить ремонтопригодные подшипники. В первую очередь это делается с тем, что меньше.
Здесь также поможет металлический стержень: его поочередно прикладывают к подшипнику с противоположных сторон и аккуратными ударами молотка направляют в нужное место.
О том, что деталь размещена правильно, сообщит звук: он станет намного громче. Таким же образом меняется больший запас.
При установке новых подшипников мастера используют те же инструменты: молоток и металлический стержень, можно использовать и другие удобные приспособления для крепления
Осталось установить новый уплотнитель. В первую очередь его необходимо обработать смазкой, изготовленной специально для стиральных машин. Только после этого его можно разместить в нужном месте.
Когда его нет, некоторые рекомендуют Литол-24, который можно приобрести в любом автомагазине. Но ответственные мастера категорически не рекомендуют этого делать. Он не обладает большой водостойкостью, и всем понятно, что влага делает с подшипниками.
Шаг №4 – сборка конструкции в обратном порядке
Вал бака со смазкой установлен по тому же адресу – в задней крышке. Перед соединением половинок бака рекомендуется заменить уплотнительную резину на новую. В крайнем случае залейте канавку вместе с прокладкой слоем герметика по кругу.
Не лишним будет предварительно убедиться в герметичности бака, поливая прокладку водой. Если не вытекает, все сделано правильно, работа по замене неисправных подшипников завершена
Осталось собрать машину. Сделайте это, следуя последовательности, обратной разборке. И здесь фотографии, сделанные им при разборке агрегата, окажут неоценимую услугу хозяину дома.
Чем их больше, тем меньше вероятность того, что возле собранного диска останутся «лишние» детали.
Особенности ремонта с вертикальной загрузкой
Здесь барабан поддерживается 2 полуосями и 2 подшипниками. При такой надежной конструкции они редко выходят из строя, обычно при очередной поломке.
Часто они разрушаются при попадании воды через неисправный сальник. Ржавеет, регулярно забивается грязью, подшипник со временем выходит из строя.
ремонтировать такие машины гораздо удобнее. При отключении связи 2 боковые пластины корпуса снимаются, и обеспечивается доступ к рабочему фронту.
Сначала заменяется подшипник со стороны, где нет ведущего шкива. Для этого снимается суппорт – полный комплект подшипников и сальник заключен в корпус.
Суппорты одной и той же машины имеют разное направление резьбы. С той стороны, где отсутствует шкив, он правосторонний, откручивается против часовой стрелки. С обратной стороны такая деталь имеет левую резьбу и откручивается по часовой стрелке
Посадочное место сальника, как и сам вал, освобождается от загрязнений. При установке нового подшипника необходимо избегать деформации уплотнительного кольца.
В противном случае он не сможет предотвратить вытекание жидкости, что приведет к очередному выходу из строя подшипника.
Чтобы заменить суппорт со стороны двигателя, начните со снятия ремня и шкива. Затем следует поездка на горную площадку. Затем суппорт откручивается. Вал и седло, как и в первом случае, тщательно очищаются.
На место устанавливается исправный сальник, закручивается суппорт. Много усилий прикладывать не стоит, ведь резьба пластиковая. Сборка, как обычно, осуществляется в обратном порядке.
Также у нас на сайте есть отдельная статья, в которой подробно рассматривается процесс замены подшипников в диске Индезит.
Выводы и полезное видео по теме
Наглядное представление о сложностях восстановления бытовых стиральных машин можно получить из видеороликов, где мастера делятся своими знаниями и опытом своей работы.
Как самостоятельно заменить шток в неразборном баке:
Как поменять подшипники в машине с вертикальной загрузкой:
Как отключить стоковую пробежку:
После завершения ремонтных работ стиральная машина снова работает. Это хорошая новость, ведь экономится немало денег: как правило, у профессионалов стоимость устранения такой неисправности приближается к трети цены нового устройства.
А для домашнего мастера, научившегося на практике, как поменять изношенный подшипник на стиральной машине, после такого боевого крещения открываются новые перспективы успешного ремонта бытовой техники.
Вы недавно заменили подшипник в своей стиральной машине и хотите поделиться своим опытом с другими посетителями нашего сайта? Расскажите о трудностях, с которыми вы столкнулись в процессе замены, оставьте свои рекомендации для новичков в разделе комментариев.
Если у вас есть вопросы по разборке диска или установке новых подшипников, задайте их нашим специалистам ниже в этой публикации.